Электродвигатель РД-09







   Здравствуйте дорогие мои читатели. Как вы уже, наверное, знаете, или может, кто еще не знает: я давно решил сделать у себя возле бани веранду (беседку), так чтобы можно было посидеть с друзьями на свежем воздухе после баньки с пивом и шашлычком. Кирпичный барбекю  (мангал) уже у меня готов (шашлык в нём получается просто отменный), и я задался идеей, а почему мне не установить в этом барбекю шампур (вертел), так что бы насадить на него курочку и зажарить её как «курицу гриль». Но как мне заставить этот шампур крутиться да еще и с небольшой  скоростью?
Долго ходил по разным «разборкам» и приемам металлолома, но нечего подходящего не нашлось. Пока в один прекрасный день товарищ не подарил мне однофазный реверсивный двигатель типа РД-09 (наверное, угощу его курочкой). Эти двигатели устанавливались на разной исполняемой технике как  самописцы и того подобное. Этот тип двигателей идет уже с редуктором, что меня устраивает. Мне достался РД-09 с коэффициентом редукции 1/39,06 и напряжением 127 Вольт. 
Но Вы сейчас скажите: - «Зачем он тебе нужен, если у тебя наверняка отсутствует сеть 127 Вольт, а  есть только сеть напряжением в 220 Вольт?». И Вы окажетесь правы, но не совсем. У меня правда отсутствует сеть 127 В, а есть только 220 В. Но это не беда, потому что при правильном подключении двигатель прекрасно будет работать и от 220 Вольт. Но всему своё время, для начала ему нужно сделал ревизию (почистить, смазать). Что я и сделал, а происходило это так:
Открутил 4 винтика (соединяют статор с редуктором). После того как разделил статор и редуктор на две части осмотрел статор на предмет целости обмоток (было 8 катушек, которые соединены в две цепи по 4 катушки). Они оказались практически в идеальном состоянии, не смотря на то, что сделаны еще во времена СССР.

 Отложив в сторону статор, принялся за оставшуюся часть. Проверив подшипники на отсутствие люфта и отсутствия дефектов на роторе, взялся за исследования самого редуктора.



Открутив отверткой 6 винтов с крышки, осторожно снял ее, так что бы все детали остались на своем месте (что мне к счастью удалось, ничего не разбросав), аккуратно вынул все детали. После чего тщательно их промыл с помощью жесткой кисточки и бензина для зажигалок «Zippo» (подойдет любой другой даже с заправки), после чего в обратном порядке все собрал. 

Залил масло в редуктор в размере 10 мл (использовал масло И-20 «веретенка»). Для заливки масла используется те три винтика, которые находятся с боку по центру крышки редуктора, а четвертый для уровня масла в редукторе (двигатель рекомендуется использовать только, в горизонтальном положении). После всех этих процедур покрутил за выходной вал. 

Убедившись в том, что РД-09 собран правильно, можно приступать к подключению к сети 220 Вольт.
Для этого нам понадобится несколько проводов и конденсатор на 0,5 мкФ и напряжением 250 Вольт (у меня на тот момент не оказалось конденсатора на 0,5 мкФ, а были два  0,22 мкФ и 0,33мкФ  со сгоревшего электроинструмента, которые соединил параллельно).  Подключение я сделал согласно этой схемы:

К клеммам 2 и 3 ставим перемычку и к ним же подключаем один из контактов конденсатора. К клеммам 1 и 4 подводим провода для подключения к сети 220 Вольт. Второй контакт конденсатора подключаем либо к клемме № 1 или 4 в зависимости, в какую сторону Вам нужно, чтобы вращался двигатель. Вот так это выглядит на самом двигателе РД-09:



Удачи Вам.

Техническая справка:

Реверсивный редукторный электродвигатель, РД-09, является асинхронным двигателем с частотой вращения ротора 1420об\мин. Далее установлен редуктор, который находится непосредственно в самом корпусе электродвигателя передаточное число которого (редукция), указана на табличке (паспорте, шильдике). Обороты на выходе двигателя бывают разными, в зависимости от модели. Электродвигатель рассчитан на переменный ток 127Вольт и имеет две равнозначные обмотки с одинаковым сопротивлением. Одна из которых подключается к питанию напрямую, а другая последовательно с конденсатором 0,5 микрофарад. В зависимости от подключения, может меняться направление вращения выходного вала. Так же встречается разновидность таких двигателей с рабочей обмоткой, рассчитанной на напряжение 127 вольт, а управляющая обмотка питается от 10-12 вольт. Поэтому при подключении следует быть внимательным. 





23 комментария:

  1. Kakova nagruzocnaja sposobnost reduktora ? A udastsia li etot reduktor ispolzovat v elektrovelosipede ? Nu jestestvenno budem ispolzovat tolko reduktor, a k reduktoru mozhno bylo by prisposobit drugoj elektromotor s napria zhenijem naprimer 24B . ? Kak vy dumajete udastsia li takaja zadumka ? spasibo. Roma

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рома, нет! таких нагрузок редуктор не выдержит.

      Удалить
  2. Unknown ты пешком быстрее доползешь, чем с рд9

    ОтветитьУдалить
  3. Помогите собрать такой же двигатель! Только у меня он в виде конструктора :)и на 5 шестеренок! Достался в разобранном виде! Хочу собрать и приспособить под вращение шампуров :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. https://www.avito.ru/novosibirsk/remont_i_stroitelstvo/reversivnyy_motor_s_reduktorom_rd-09_628275674
      Недавно женщина выставила за копейки на авито. Поторопитесь, если еще актуально.

      Удалить
  4. А можно убрать редуктор и использовать как обычный моторчик. Ответьте если хотите. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  5. Какое масло можно залить в редуктор кроме веретенки.Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Скачайте документацию, там должно быть описано.

      Удалить
    2. Любопытно, можно ли использовать литол или аналог для работы в вертикальном положении, ибо по описанию возможно только горизонтальное рабочее положение вала

      Удалить
    3. Пробуйте. потом расскажите.

      Удалить
    4. Работал на ТЭЦ, эти двигатели каждый день перебирали, их там сотни. Смазывали солидолом, маслом только 2 подшипника. Работали годами безостановочно. Масло вытечет.

      Удалить
    5. Не вводите людей в заблуждение.

      Удалить
  6. 10 кубиков масла..... Однако, плавают шестерни в нем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Масло не только в редукторе, но и в двигателе. Так что ротор тоже купается в масле.

      Удалить
    2. Такого не должно быть, смазавайте солидолом шестерни

      Удалить
    3. Почитайте мануал к двигателю. Масло.

      Удалить
  7. Вооще то это мотор-редуктор (МР). В принципе масло подойдет любое. У меня этот МР работает 25 лет валом вниз по несколко часов 6-12) в сутки. Я его приспособил на ручную кофемолку, которая стала перцемолкой. И похоже еще внукам достанется, если не выкинут.

    ОтветитьУдалить
  8. переменный ток 127В!!!??? для справки батенька, ток в Омах а напряжение в Вольтах

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для справки, сынок, электрический ток имеет определение, отвечающее на вопрос "какой?". И может быть переменный или постоянный. Потом идут параметры. Это напряжение (измеряется в вольтах) и сила тока (измеряется в амперах). Силу тока мы можем измерить только в цепи, то есть если у нас включен потребитель. А напряжение замерить можно в любой момент. Так что фраза "Переменный ток 127В" -правильная.
      И кстати, в Омах измеряется сопротивление.

      Удалить
    2. Ток в Омах - ну ты даешь!)

      Удалить
  9. При подключении по этой схеме используется неполная мощность двигателя, для получения полной мощности следует подключить по другой схеме с тремя конденсаторами 0,5мкФ.
    https://www.td-electroprivod.ru/files/330/rd-09_ps.pdf

    ОтветитьУдалить